Запись на
консультацию
+7 930 802 88 77

Опыт наших адвокатов более 15 лет

Главная / Научная статья: «Существенные условия договора туризма: отдельные аспекты.» Адвокат Шиндяпин А.В.
Научная статья: «Существенные условия договора туризма: отдельные аспекты.» Адвокат Шиндяпин А.В.

Социальная реальность в ходе исторического развития не является чем-то статичным и неизменным. Человек как особое существо всегда стремится к созданию чего-то нового, к развитию новых границ, конструированию пространства социокультурной среды.

Несомненно, что для человека в условиях современного ритма жизни, особое значение имеет досуг. Досуг можно охарактеризовать как некое свободное время, не подлежащее регламентации. Досуг выполняет различные функции, как-то восстановление сил и культурное развитие человека Кроме того, досуг выполняет специфическую функцию как форму деятельности, в ходе которой человек стремится обособиться, «разрядиться» от имеющего места в жизни напряжения.

Важным видом досуга является туризм. Туризм относится к социально-значимым жизненным потребностям большинства людей. А значит сам институт и сама сфере образуют своеобразный институт, который наделяется определёнными особенностями и естественно актуален для изучения

Правовая база регулирования отношений в сфере туризма состоит из

  • Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ);
  • Федерального закона от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»;
  • Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
  • Правил оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2007 года № 452 (далее – Правила № 452)

Статья 1 Федерального закона от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» устанавливает, что туристская деятельность – «это туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий».

Турагентскую деятельность можно определить, как «деятельность фирм и коммерсантов, занимающихся продвижением и реализацией туристских продуктов, сформированных туроператорами».

Туроператорами могут являться две категории субъектов – те, кто является резидентами и те, кто таковыми не является. Если определять логическую цепочку, то можно отметить, что в триаде несколько выделяется турагент, который фактически осуществляет передачу «чужого товара».

В заявленной сфере особого анализа требует аспект базовый для общего исследования сферы цивилистики, а именно – существенные условия, которые должны быть неизменно согласованы.

Пункт 1 статьи 432 ГК РФ устанавливает, что к существенным условиям можно отнести:

  • «условия о предмете договора;
  • условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида;
  • все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение»

М.И. Брагинский и Р.О. Халфина считают, что «повторение в тексте гражданско-правового договора положений действующего законодательства в части императивных норм и без какой-либо модификации в рамках, допускаемых конкретной нормой, в части диспозитивных не есть формулирование договорных условий, а представляет собой лишь воспроизведение текста нормативного акта».

На наш взгляд – это абсолютно правильно, так как существенными условиями являются именно те, по которым можно определить природу соглашения, то есть базовые признаки договора одного типа. По данным признакам можно говорить о том, что договор имеет место. Но в сфере туризма таковых признаков практически нет.

Федеральный закон от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» определяет, как существенный признак – сторон договора. Однако, как могут являться существенным условием сами стороны договора. Скорее это просто информация о сторонах, но не существенное условие, так как не будь сторон не было бы направленности и цели на заключение соглашения.

Я.В. Вольвач считает, что «к числу существенных условий (не согласование которых может повлечь последствия ничтожности договора на туристское обслуживание) следует относить:

  • предмет договора;
  • информацию о потребительских свойствах туристского продукта – о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, о проживании (месте нахождения средства размещения, его категории) и питании, услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах;
  • общую цену туристского продукта в рублях»

Мы согласны с мнением Сирика Н.В., что «существенными условиями договора оказания туристских услуг являются предмет, цена и срок предоставления комплекса туристских услуг».

Апелляционным определением Тульского областного суда от 18 июля 2013 года по делу № 33-1689 Суд «частично удовлетворил требования истца к ответчику о взыскании уплаченных по договору поручения денежных средств. Суд установил, что заключенный между истцом и ответчиком договор поручения по своему содержанию содержит элементы оказания услуг по организации туристической деятельности. К существенным условиям договора о реализации туристского продукта относится, в том числе, информация о потребительских свойствах туристского продукта – о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия». Пункт 1 статьи 12 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» устанавливает обязанность сообщения всей необходимой информации для потребителя в незамедлительном порядке. Отсюда информация, имеющая существенное значение для истца, полагавшего, что он приобретает туристский продукт, включает полную информацию о путевке, а значит постановление суда первой инстанции правомерно».

Апелляционным определением Тульского областного суда от 18 июля 2013 года по делу № 33-1689 Суд «частично удовлетворил требования истца к ответчику о взыскании уплаченных по договору поручения денежных средств. Суд установил, что заключенный между истцом и ответчиком договор поручения по своему содержанию содержит элементы оказания услуг по организации туристической деятельности. К существенным условиям договора о реализации туристского продукта относится, в том числе, информация о потребительских свойствах туристского продукта — о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия». Пункт 1 статьи 12 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора. В спорном договоре не содержится конкретных данных о стране, месте отдыха, наименовании курорта, маршруте и об условиях путешествия, то есть не предоставлена информация, имеющая существенное значение для истца, полагавшего, что он приобретает туристский продукт. При таких обстоятельствах суд пришел к выводу об обоснованности заявленных истцом требований».

Иные условия должны иметь место в договоре, исходя из императивного законодательства.

Заключение договора по туристическому обслуживанию имеет место исключительно в письменной форме. Это делает данный договор средством цивилистической защиты. А это в свою очередь делает данный документ пригодным в роли средства доказывания как во внесудебном так и в судебном порядке защиты нарушенного права.

Также гражданин на стадии заключения договора имеет право требования от туристической организации официальные письменные сведения с полной информацией о предполагаемом туре. Но данное требование не обязательно к исполнению. Отсюда логично предположить и предложить законопроект по которому данное требование будет четко регламентировано на законодательном уровне/

Туристическая путевка сама по себе является достаточно эффективным средством гражданско-правовой защиты, так как является

  • неотъемлемой частью договора, подтверждающей факт оплаты туристского продукта;
  • является бланком строгой отчетности, приравненным к кассовому чеку

В случае оплаты договора безналичным способом с целью подтверждения факта оплаты договора о реализации туристского продукта в туристской путевке вручную указывается способ поступления денежных средств исполнителю с указанием реквизитов такого платежа. При этом следует учитывать, что для защиты прав потребителей способ оплаты не имеет существенного значения, но важно фиксирование в туристской путевке самого факта оплаты.